Может быть по-другому
  • Все статьи
  • Слова
    • Призвание
    • Образование
    • Толерантность
    • Упрощение
    • Будущее
  • Дела
    • Эксперименты
    • Путешествия
    • Бизнес
    • Волонтерство
    • Экологичность
    • Город
  • Чувства
    • Внимательность
    • Телесность
    • Идентичность
    • Уязвимость
  • О ЖУРНАЛЕ
    • Жизнь журнала
    • Команда
    • Авторы
Призвание 0

Мягкий гипноз в родах: интервью с гипнотерапевтом

Автор: Анна Иоффе · Опубликовано: Июнь 28, 2017

Недавно в Санкт-Петербурге завершился первый курс программы «Мягкий гипноз в родах», выпускниками которого стали врачи и акушерки роддомов, доулы, перинатальные психологи и другие профессионалы в этой сфере. Специалисты, прошедшие этот курс, есть во многих городах России, а в Москве владение методом гипноза, кажется, входит в негласный минимум навыков для специалистов, поддерживающих естественные роды.

Об эффектах применения мягкого гипноза в родах и о методе «Гипнороды» написано и известно уже очень много. Нам же захотелось поближе познакомиться с первым инструктором метода «Гипнороды» в России, гипнотерапевтом Анастасией Ивановой. Наш автор Анна Иоффе поговорила с ней о её профессиональном пути, ощущениях в родах и секретах продуктивности.

Гипнотерапия. Журнал "Может быть по-другому".

А в блоге Анны можно прочитать небольшие интервью с некоторыми выпускниками первой питерской группы.

Анна Иоффе: Настя, привет! Спасибо, что согласилась на беседу. Расскажи, как ты стала гипнотерапевтом? Это ведь достаточно редкая специальность.

Анастасия Иванова: Я очень осознанно выбрала профессию психолога, у многих училась, жадно впитывала знания. Уже на 2-3 курсе начала работать, и некоторые преподаватели сразу начали посылать мне клиентов. Я училась клиентоориентированной терапии, немного гештальт-терапии, много училась психодраме, системной семейной психотерапии. Гипноз в мою жизнь пришел лет девять назад. В моей практике произошел большой прорыв, когда я начала учиться гипнозу, начала видеть, как это работает. В последние годы у меня особенный интерес к гипноанестезии, к таким серьезным состояниям.

Анна: А в университете гипнозу учат и вообще что-то говорят о нем?

Анастасия: В университете ничего не говорили. Хотя нет, что-то вспоминаю: рекомендовали книги именно по эриксоновскому гипнозу, были продвинутые преподаватели, которые знали. Вообще, обучение в ВУЗе оно такое… я бы не назвала его очень практичным. Хотя я встретила нескольких преподавателей, которые были глубокими практиками, я за них хваталась и у них училась.

Анна: То есть не то чтобы в университете к этому методу относятся как к ереси, или наоборот, приветствуют. Просто никак не относятся, так?

Анастасия: Если честно, я слышала, что есть богословский университет, они негативно настроены. (Наверное, имеется ввиду Российский православный университет и вот это интервью декана психологического факультета — прим.ред.). Есть некоторые, кто ничего в этом не понимает: «Ничего не понимаю, но плохо отношусь». Но кажется, что профессионалы старой школы знакомы с гипнозом.

В России гипноз вообще имеет не такую репутацию, как, скажем, в Америке или Австралии. В Австралии, если ты хочешь бросить курить, первое, что придет тебе в голову — обратиться к гипнотерапевту. Это очень распространенная практика. Там гипнотерапевты могут даже не иметь психологического образования. Вот это мне кажется странным. Непонятная для меня профессия: гипнотерапевт без психологического образования.

Анна: Хорошо, что ты упомянула Америку и Австралию. Как раз хотела спросить, каково это, быть гипнотерапевтом в России. Пока ты еще не занималась с беременными, с какими клиентами и какими запросами ты работала?

Анастасия: Я просто работала как психолог, как коуч-консультант. Использовала элементы трансовых техник в своей работе. Я проводила и групповые занятия, и индивидуальные консультации. Я бы сказала, что работала со всеми типами запросов: и семейные отношения, и бизнес, разные.

Анна: То есть у тебя на двери не было написано «Анастасия Иванова, гипнотерапевт»?

Анастасия: Нет, у меня было написано: «Анастасия Иванова, психолог».

Гипнотерапия. Журнал "Может быть по-другому".

Анна: Ну тогда расскажи немного о самом методе. Есть ли у него какое-то обоснование с точки зрения физиологии, исследования, доказывающие безопасность и эффективность, или наоборот. Я когда знакомым рассказываю об этом методе, все начинают беспокоиться.

Анастасия: Да, в СМИ муссируется тема, что под гипнозом можно заставить клиента что-то сделать. На самом деле это, конечно, невозможно. Гипноз — дело добровольное.

Если вопрос о безопасности гипноза, то, например, Милтон Эриксон — известнейший и признанный многими сообществами психотерапевт, один из самых эффективных психотерапевтов 20 века — использовал этот метод для работы с психически больными людьми, и даже с ними гипноз эффективен во многих случаях. Но с психотиками нужно, конечно, быть аккуратнее. И это не является моей специализацией, я работаю со здоровыми людьми и, если вижу какую-то даже минимальную психопатологию, я предлагаю обследование у знакомых психиатров.

Анна: А гипноз сам по себе — это что?

Анастасия: Что такое гипноз? Это процесс помощи человеку испытать состояние транса. Часто понимается, что транс — измененное состояние сознания. Но последние исследования в этой области говорят, что это ультрафокус внимания, ультраконцентрация. Это не похоже на сон, и это не является бодрствованием — такое промежуточное состояние, в котором очень сильно сконцентрировано внимание.

Анна: А вот это состояние транса отличается ли от того состояния, которое достигается при медитации? Если человек практикует медитацию, он что-то похожее получает или нет?

Анастасия: Смотря что понимать под медитацией. Мы в трансе активизируем бессознательное, такой глубинный внутренний творческий разум. Медитация — другая техника. Медитация на какой-то предмет может использоваться как способ наведения трансового состояния.

В принципе состояние уравновешенного дыхания, спокойного сердцебиения, все это достигается и в медитации, и в трансе. Иногда транс может быть глубже, до полного обездвиживания и обезболивания тела. Но ведь говорят, что и йоги могли достигать в глубокой медитации такого состояния. Чем они занимались, самогипнозом или медитацией? Отличие, наверное, в том, что в гипнозе мы используем внушения. Есть такое понятие — guided meditation (управляемая медитация, сопровождаемая медитация — прим. ред.), гипноз похож на guided meditation.

Анна: Я как раз обнаружила, что если говорю просто «гипноз», это пугает. А если говорю, что гипноз — это процесс, который ведет примерно к тому же состоянию, что и медитация, то все сразу успокаиваются. Медитация уже многим не кажется чем-то необычным.

Анастасия: В медитации и процесс может отличаться: нужно сесть с прямой спиной, например. Нам в гипнозе этого ничего не нужно. Нам, наоборот, хорошо, чтобы тело было расслаблено. Интересно, что некоторые западные мои коллеги-гипнотерапевты говорят, что восточная медитация — это и есть западный гипноз. Но я не могу с этим согласиться. Я очень хорошо понимаю, что такое гипноз, что такое транс, но не очень хорошо понимаю, что такое медитация. Шавасана — это медитация или нет?

Анна: Откуда ты узнала о методе «Гипнороды»? Как случилось, что ты стала первым в России инструктором этого метода?

Анастасия: Я узнала об этом, когда еще жила в Австралии, я слышала этот термин — hypnobirthing (гипнороды — прим. ред.), знала, что гипноз используется в родах. У меня как у психолога было несколько беременных клиенток, мы готовились к родам. А потом я родила сама, и родила очень быстро и легко, за 5 часов — для первых родов это очень быстро. Причем я никак к родам не готовилась. Все, что я делала — была в состоянии глубокого транса. Я понимала, что это будет очень сильно облегчать мои ощущения, поэтому закрывала глаза и погружалась в себя. И конечно, в таком состоянии я не сопротивлялась этому процессу, и все происходило мягче и быстрее.

Я помню рассказы моей мамы о том, какой это ужасный процесс. Она мне рассказывала о кровати в предродовой, у которой были изогнуты прутья. И я представляла, как мучились женщины, рисовала себе все эти образы. До тех пор пока сама не родила, и в этом ничего ужасного не было совсем, даже близко. Ну да, это были сильные ощущения, но наверное даже не интенсивнее, чем какая-то мощная тренировка в спортзале. У меня иногда от йоги покруче ощущения.

Анна: Да-да, я недавно стала снова заниматься, и когда тяну заднюю поверхность бедра, думаю «похлеще схваток, честное слово».

Анастасия: У меня тело очень гибкое, гуттаперчевое. Но у меня свои особенности: для меня на тренажере качать пресс — это ого-го ощущения. И на следующий день будут ого-го ощущения. Когда я прожила свои роды, поняла, насколько можно это легче делать, когда по-настоящему спокойный ум и мягкие мышцы. Тогда я очень заинтересовалась методом и решила, что должна поехать обучиться у тех, кто им владеет. В принципе я, как гипнотерапевт, могла создать свой курс, но мне нравится учиться у учителей.

А дальше все сложилось само собой: в те даты, которые я выбрала, курс проводила Мэри Монган — создатель метода. Она живет в центре Флориды, там, где нет океана, в таком месте, куда никто не ездит. И вот к ней приехали люди из разных стран, и я приехала. И так получилось, что я немного опоздала на занятия. Группа уже шла, и мы представлялись, и оказалось, что я — единственный гипнотерапевт в группе. И после обеда она сказала: «А мы с Анастасией поедем ко мне домой заниматься вдвоем».

Это было очень неожиданно для меня. И мы поехали к ней домой и несколько дней работали у нее дома, а группа работала отдельно с другим инструктором. Это было очень здорово, очень по-домашнему. Она живет одна, она пожилой человек, ее муж умер, дети живут далеко. Мы выезжали на ланчи и ужины к ее друзьям, и мне была видна ее очень личностная часть. И поскольку о ней нужно заботиться, а мы начинаем любить тех, о ком заботимся, у меня очень теплые чувства к ней. И для меня было интересно больше с ней познакомиться, понять про нее. Она совершенно удивительная личность, прирожденный психолог. А еще у нее врожденная интеллигентность.

Мне в этом смысле очень везет на учителей. Я когда думаю о своих учителях, я понимаю, что это невероятно интеллигентные люди с высокими моральными качествами. Мне кажется важным учиться именно у таких людей, потому что ты перенимаешь качества человека, у которого учишься.

Гипнотерапия. Журнал "Может быть по-другому".

Анна: Получается, ты уже несколько лет практикуешь как инструктор метода. Ты можешь рассказать о своих результатах?

Анастасия: Да, у меня очень хорошие результаты. Мне кажется, это связано с тем, что у меня психологическое образование плюс опыт гипнотерапии, это все вместе дало хороший результат. У меня 12% кесаревых сечений, а в лучшем госпитале Москвы, максимально ратующем на естественные роды — 18%. В остальных роддомах Москвы, думаю, 30-40%. Почти 90% мам рожают без применения эпидуральной анестезии, причем это не является их предпочтением в родах (многие женщины приходят на курс совсем не для того, чтобы избежать эпидуральной анестезии, но после успешно рожают без нее — прим. ред.). Мне нравится, что они потом начинают эти техники использовать в жизни, вообще добавлять больше гипноза, больше медитации в свою жизнь. Мне кажется, это круто.

Анна: В моем окружении вокруг гипнородов невероятный ажиотаж, это очень модно. А как обстоят дела за границей, например в Америке?

Анастасия: Похоже на то, что у нас больше распространено, и всё. Мамы тоже очень вовлечены, многие приходят по сарафанному радио, рекомендуют друг другу. Вот ходят слухи, что в Великобритании сделают гипноз в родах бесплатной услугой, что это дешевле, чем эпидуралка.

Анна: Раз об обезболивании заговорили, следующий вопрос об этом. Вот иногда ты, кажется, говоришь, что физиологичные роды не должны быть болезненными. Я вот встречала мнение, что безболезненные роды немного неполноценные. Что в родах и в их болезненности есть элемент инициации.

Анастасия: Я немножко соглашусь с этим. Мы вообще в гипнородах не говорим о безболезненности родов. Наоборот, мы учимся быть в этих ощущениях. Просто мы не используем слово «боль», потому что когда мы думаем о боли, это вызывает прилив адреналина. А все мы знаем, что делает адреналин в родах: он блокирует выработку окситоцина.

Мы не используем это слово, чтобы не пугать. Но ощущения у некоторых женщин могут быть достаточно интенсивными. Мне кажется, это может быть связано со многими факторами. Первое и самое важное:  напряженный, напуганный или беспокойный ум создает напряжение в мышцах. И тогда ощущения усиливаются. А второе – это образ жизни: мы как бы живем не физиологично.

Если мы посмотрим на африканских женщин, которые чудесно рожают, мы увидим, что количество шагов, движений, которые они делают в течение дня, несравнимо с нашими. Если мы обратимся к остеопату, то он скажет, что у нас давно не физиологичный, смещенный таз. И естественно это смещение таза будет вызывать другие ощущения в родах. Так что действительно, для некоторых женщин ощущения в родах будут очень интенсивными. А для некоторых они будут проходить практически незаметно. Ну так же, как менструация: кто-то ее не чувствует, а для кого-то это мощные ощущения.

У меня был такой опыт, когда менструации были достаточно интенсивными. И мне какая-то удивительная тайская массажистка что-то такое делала, я даже не понимаю, что, надавливала внизу живота. И после того, как она это поделала, характер ощущений точно изменился. Она не говорила по-английски, но я попросила администратора поговорить с ней, и насколько я поняла, она поднимала мне опущение матки. Так что я думаю, какая-то взаимосвязь здесь точно есть.

Анна: Ты очень много делаешь для продвижения метода в России. Я слежу за твоей деятельностью, и мне кажется, это какое-то сумасшедшее количество работы. Как ты все успеваешь: и группы для женщин, и индивидуальная работа, обучение для профессионалов, а еще, наверное, и на роды ты ездишь?

Анастасия: А я ничего не успеваю: сейчас очень много клиентов, много работы. Но у меня есть приоритеты. Отношения с сыном — святое.

Анна: Но есть какие-то секреты продуктивности, фишки тайм-менеджмента, которые ты используешь?

Анастасия: Ложусь рано, встаю рано. Встаю по-разному, зимой попозже, но в среднем в 5-6 утра, стараюсь ложиться в 10 вечера, ну может в 11. Мы в это время лучше отдыхаем, нужно ложиться пораньше, чтобы восстанавливаться. Плюс моя практика во многом связана с трансовым состоянием, это мне позволяет набираться ресурса. Плюс я сама много практикую в своей жизни транс. Не всегда это выглядит так, что я села и занялась медитацией. Я умею достаточно быстро позволить своему уму блуждать, например, когда занимаюсь какой-то рутинной работой — мою посуду, например. Супервизия тоже помогает. Вот такие у меня лайфхаки.

Плюс это же я не одна работаю, у меня много помощников — совершенно замечательных людей. У меня есть ассистентка, которая нон-стоп отвечает на звонки, высылает всю необходимую информацию. У меня есть человек, который занимается сайтом, помощница, которая больше занимается рекламной деятельностью.

Гипнотерапия. Журнал "Может быть по-другому".

Анна: Для тех, кто заинтересуется методом, расскажи, что им делать, куда бежать, куда звонить, где искать специалистов.

Анастасия: Идти ко мне: у меня есть онлайн группы, есть очные курсы. И есть уже около 100 обученных специалистов — врачей, акушерок, доул — которые могут использовать элементы техник в своей работе, быть проводниками знаний и вообще философии гипноза в родах. Мне кажется, это очень-очень круто.


Если вас заинтересовал метод, начать с ним знакомиться можно на сайте gipnorody.ru. Там же есть расписание всех обучающих курсов для беременных женщин и специалистов.

Если все это вам кажется возмутительным или, наоборот, важным и нужным, оставляйте комментарий! Обсудим?

Гипнотерапия. Журнал "Может быть по-другому".

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

Анна Иоффе

Будущая акушерка, ведущая занятий по подготовке к родам, блогер, мама двоих детей. Хочется, чтобы журнал вдохновлял читателей на поиск своих собственных ответов и на принятие ответов других людей.

На ту же тему

  • 38 городов за год, или как обменять спокойную жизнь на путешествия. Журнал "Может быть по-другому". Призвание

    38 городов за год, или как обменять спокойную жизнь на путешествия

  • Интровертный маркетинг. Наталья Конторович для журнала "Может быть по-другому". Призвание

    Интровертный маркетинг

  • Лиз Гилберт. Разница между увлечением, работой, призванием и делом жизни. Перевод Леночки для журнала "Может быть по-другому". Призвание

    Лиз Гилберт. Разница между увлечением, работой, призванием и делом жизни

сообщество

сообщество

Instagram

No images found!
Try some other hashtag or username

Следите за нами через

Follow

Магазин

  • Популярно
  • Мнения
  • Метки
  • Познакомимся? Журнал "Может быть по-другому".

    Подругомцы! Познакомимся?

    Январь 11, 2017
  • Хватит учиться! Не слушайте уточку. Мария Скатова для журнала "Может быть по-другому".

    Хватит учиться!

    Январь 20, 2017
  • Как перестать стремиться к идеальному. Леночка для журнала "Может быть по-другому".

    Как перестать стремиться к идеальному

    Февраль 20, 2017
  • Что я могу? Леночка для журнала "Может быть по-другому".

    Что я могу?

    Февраль 16, 2017
  • Пешком за мечтой. Прогулка из Москвы в Петербург. Дмитрий Полещук для журнала "Может быть по-другому".

    Пешком за мечтой. Прогулка из Москвы в Петербург

    Январь 26, 2017
  • AffiliateLabz says: Great content! Super high-quality! Keep it up! :)...
  • Татьяна Самойлова says: Это прекрасная статья. Она столько эмоций во мне вызвала,кормлю ребенка и плач...
  • Anna Kulakovskaya says: Отличный перевод! Перевод его книги-отвратительный...
  • Alena Shlykova says: Очень много крутых статей, сейчас сразу и не вспомнить. Наверное, про "да и не...
  • DraKoan says: 1. Кирпич в бачке поцарапает фаянс. Поэтому где-то кто-то даже продаёт гелевый...
Петербург перевод книги Москва реклама Россия интервью Таиланд Швейцария Берлин Франция Венеция Греция Австралия Стокгольм Иран Венгрия
  • Все статьи
  • Слова
    • Призвание
    • Образование
    • Толерантность
    • Упрощение
    • Будущее
  • Дела
    • Эксперименты
    • Путешествия
    • Бизнес
    • Волонтерство
    • Экологичность
    • Город
  • Чувства
    • Внимательность
    • Телесность
    • Идентичность
    • Уязвимость
  • О ЖУРНАЛЕ
    • Жизнь журнала
    • Команда
    • Авторы

Наши рубрики

Все статьи
Слова
Дела
Чувства
Новости
О журнале

© 2016 Может быть по-другому. Все права защищены.